Северо-Западное таможенное управление опубликовало итоги своей работы за прошедший год. В целом, считает таможня, результаты достигнуты, и их можно оценивать как положительные, но так ли это на самом деле? В полной ли мере были выполнены поставленные задачи, и реальны ли цели, которые планируется достичь в следующем году?
Перечислим общие тенденции, характерные для таможенных органов Северо-Западного таможенного управления
1. Уменьшение числа оформленных деклараций на товары при одновременном росте грузооборота
В 2013 году таможенными органами СЗТУ было принято решение о выпуске товара по 1145061 декларациям на товары (за исключением временных деклараций, итоговых ДТ при вывозе/ввозе товаров компонентами). Наибольший рост числа оформленных деклараций приходится на Кингисеппскую таможню ( их число увеличилось на 47,1%), а наибольшее снижение - в Себежской таможне (на 27,1%). За 2013 год по сравнению с 2012 г. грузооборот СЗТУ увеличился на 6,3%. Наибольшее увеличение грузооборота наблюдается в Калининградской областной ( на 22,7%)., Кингисеппской (+22,2%), Мурманской ( на 19,7%), а наибольшее снижение в Себежской таможне (на 30,1%).
Структура и динамика процессов таможенного оформления представлена на рисунке ниже.
Представив данные в виде таблицы можно выявить следующее:
Зеленым цветом отмечены показатели, для которых характерен рост по сравнению с 2012 годом.
Таким образом, из динамики оформления и грузооборота видны некоторые важные тенденции:
Объем грузооборота по импорту увеличился , и на тех таможнях, где он вырос, увеличился и объем декларирования (Балтийская, Калининградская областная, Кингисеппская, Псковская) – вполне закономерная тенденция. Но при этом со стороны экспорта тенденция другая – грузооборот по экспорту увеличился почти на всех таможнях, но при этом на многих таможнях одновременно с тем снизился объем декларирования. Отчасти это может быть связано с «укрупнением» деклараций. Тем не менее, суммарно количество задекларированных деклараций в регионе все же превысило прошлогоднее значение на 0,4%.
Вполне возможно, что товары «перетекают» из одних таможен региона в другие (не только ради лучшего обслуживания, но и, вероятно, наличия информации о действии каких-либо профилей рисков)
2. Невыполнение контрольного показателя по перечислению средств в бюджет и по импорту, и по экспорту
В 2013 году таможенными органами СЗТУ было осуществлено взимание в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму 526130,23 млн. рублей. Плановое задание в полной мере выполнено не было, фактически оно было выполнено только на 97,98%. По экспорту план выполнен на 98,09%, а по импорту на 86,4%. (при том, что грузооборот и объем декларирования возросли). Отметим, что показатели по перечислению в бюджет в этом году были заниженные (по сравнению с 2012 годом), учитывая ожидаемый спад по экспорту и импорту. Поэтому, по сравнению с прошлым годом фактически платежи по экспорту снизились до 66,66%, а по импорту до 97,67%, при том, что фактически экспорт и импорт за год в целом даже увеличились
Структура таможенных платежей по таможням представлена ниже.
В основном спад в объеме платежей был обусловлен их уменьшением со стороны Балтийской и Санкт-Петербургской таможен.
Снижение, как отмечают сами таможенники обусловлено вступлением в силу нового Единого таможенного тарифа Таможенного союза в связи с присоединением России к ВТО, в котором снижены ставки ввозной таможенной пошлины на 16% товаров, а также снижением ставок ввозных таможенных пошлин на 40% номенклатуры товаров в соответствии с Решениями Евразийской экономической комиссии.
Также на снижение взимаемых платежей повлияло сокращение индекса таможенной стоимости (ИТС). Если в 2012 году он составлял 2,94 долл./ кг, то в 2013 - стал составлять 2,87 долл./кг.
3. Уменьшение общей суммы задолженности платежей, подлежащих взысканию (преимущественно за счет аннулирования сумм задолженности). Но при этом, большая её часть невозможна к взысканию
Взыскание задолженности по таможенным платежам и пеням в 2013 году также трудно оценить положительно. Несмотря на то, что общая сумма задолженности уменьшилась за год на 855,44 млн. рублей и стала составлять11,69 млрд., то только в Пулковской таможне снижение произошло за счет её погашения. В Выборгской таможне, Санкт-Петербургской и Калининградской областной - суммы задолженностей просто аннулировали, в остальных таможнях задолженность за год возросла. Стоит отметить, что из 11,69 млрд. рублей 9,29 млрд. , т.е. 79,46% признано невозможными к взысканию. Отчасти это связано с тем, что в 2013 году в России закрылось почти 5 миллионов предпринимателей - а, значит, их задолженности являются безнадежными к взысканию.
4. Количество принятых и исполненных постановлений о наложении административных штрафов практически не изменилось к 2013 году, но заметно снижение суммы наложенных по ним взысканий
За 2013 год таможенными органами СЗТУ было принято к исполнению 10289 постановлений о наложении административных штрафов на сумму 606,035 млн. рублей, из которых исполнено 8436 на сумму 161,873 млн. рублей.
При этом количество принятых постановлений по сумме снизилось до 93,20%, а исполненных до 89,73% по сравнению с прошлым годом. Таким образом, за 2013 год по сравнению с 2012 снизилась на 2% исполняемость постановлений о наложении административных штрафов.
5. Существенно вырос остаток имущества (т.е. конфискованных, оставленных и др. товаров товаров), не переданного в уполномоченные органы по распоряжению ими.
Также, не достаточно эффективно таможенные органы работают и с имуществом, обращенным в федеральную собственность. Величина остатков имущества, переданного в федеральную собственность, на конец года составила 236,642 млн. рублей, что в 1,3 раза больше, чем показатель 2012 года. Рост остатков произошел на Выборгской (83,56%), Балтийской (44,08%) и Кингисеппской таможнях (79,03%). Другими словами, за год значительно увеличилось число товаров, ещё не переданных другим органам исполнительной власти.
Таможенные органы отмечают, что основная причина этого - длительные сроки передачи товаров в Росимущество. В основном данная проблема возникает у таможенных органов, располагающихся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
6. Количество оформленных корректировок таможенной стоимости осталось на том же уровне, но при этом, уменьшилась сумма, подлежащая взысканию, но увеличилась сумма, которую должны вернуть таможенные органы.
Неудовлетворительная работа с точки зрения таможенных органов в 2012 году была характерна и по этому показателю .Количество оформленных корректировок таможенной стоимости осталось на том же уровне, но сумма дополнительно начисленных к взысканию платежей снизилась на 14%, а сумма начисленных к возврату платежей снизилась на 15,5%. Для таможенных органов это показатель не самый лучший, и план в результате, выполнен не был. Неудовлетворительную работу по данному направлению деятельности показали Выборгская, Балтийская, Кингисеппская, Архангельская и Мурманская таможни.
Более наглядно эти данные можно представить на диаграмме:
Стоить отметить, что по результатам проверок в 2013 году были неоднократны факты нарушения законодательства в сфере определения таможенной стоимости товара со стороны таможенных органов.
1. Отдельные категории товаров оформляются с занижением таможенной стоимости.
Как отмечают таможенные органы более всего то характерно для Псковской, Карельской, Выборгской и Калининграской областной таможен (для товаров товарных позиций: 0305 (сушеная рыба), 0603 (Срезанные цветы и бутоны, пригодные для составления букетов или для декоративных целей, свежие, засушенные, окрашенные, отбеленные, пропитанные или подготовленные другими способами), 2106 - разные пищевые продукты, 4202 изделия из кожи (сумки), 54 товарная группа - химические нити, 61 товарная группа - предметы одежды и принадлежности к одежде, группы 68-69 - изделия из камня и изделия из гипса, группы 84 и 85 - реакторы ядерные, котлы, и электрические устройства и др.
2. Неоднократно товары выпускались без проверки таможенной стоимости
3. Часты случаи нарушений в заполнении декларации таможенной стоимости ДТС-2
Также на Псковской таможне были неоднократно случаи занижения таможенной стоимости ввозимых товаров класса «люкс» 33,42,61,62 и 64 и др. групп ТНВЭД ТС.
7. Увеличились суммы доначисленных и довзысканных таможенных платежей в результате изменений кода ТНВЭД
По итогам 2013 года таможенными органами СЗТУ было принято 6523 решения по классификации товаров по ТНВЭД и возбуждено 612 дел об АП.
Сумма доначисленных таможенных платежей увеличилась на 32,9% и составила 724,2 млн. руб.
Сумма довзысканных платежей также увеличилась на 1,8%, до 611,2 млн. руб.
Рост по данным показателям наблюдается по всем таможням региона. Наилучший результат у Пулковской, Архангельской таможен - там суммы доначисленных и довзысканных платежей увеличились в 5-9 раз по сравнению с прошлым 2012 годом. Можно предположить, что это связано с изменением многих ставок ввозных таможенных пошлин в связи с присоединением России к ВТО - в результате больше участников ВЭД стали декларировать товары под товары прикрытия, чтобы платить меньше ввозных таможенных пошлин, налогов.
8. Практически все таможни выполнили план по соблюдению запретов и ограничений
Таможенными органами СЗТУ , в целях подтверждения соблюдения установленных запретов и ограничений за 12 месяцев 2013 г. было выявлено 1606 случая предоставления недействительных документов при таможенном декларировании товаров. Значение контрольного показателя для данного направления деятельности - не менее 80%. С планом справились все таможни региона (значение в среднем составляет 90-100%, исключение составляет лишь Выборгская таможня с показателем 86,6%)
По данным таможенных органов наибольшее количество недействительных документов приходится на сертификаты соответствия.
Для наглядности отношение числа недостоверных документов к числу деклараций представлено на рисунке ниже.
Наибольший процент таких недостоверных документов идет через Псковскую, Выборгскую и Мурманскую таможню. Тем не менее, очень низкое значение по этому показателю у Балтийской таможни. несмотря на то, что именно у неё самые большие объемы декларирования. Это может говорить о недостаточной выявляемости таких документов.
9. В рамках системы управления рисками число досмотров уменьшилось, особенно по срочным профилям рисков, а доля заведенных по ним дела увеличилась.
Как отмечает СЗТУ, в 2013 году система управления рисками в целом функционировала хорошо: в целом объем оформленных товарных партий увеличился на 1,29% ( и составил 3038,1 тыс.), при этом сократилось число таможенных досмотров в рамках СУР на 22,7% (с 52639 в 2012 году до 40684 в 2013 году), а эффективности в части заведения дел об АП увеличилась с 3,78% до 5,51%. Это - положительная тенденция, однако по результатам проверок на некоторых таможнях выявлены нарушения в применении СУР.
Так в Псковской таможне в 1 квартале 2013 года не было разработано ни одного проекта срочных профилей рисков, также выявлены факты несоответствия характеристик фактически проведенного досмотра требованиям профилей рисков.
10. Существенно снизился объем документов, оформляемых для таможенного транзита (особенно транзитных деклараций и книжек МДП)
В 2013 году снизилось количество оформленных транзитных документов и книжек МДП. На это повлияло снижение грузооборота по некоторым таможням региона, а также спор между ФТС и АСМАП о возможной отмене книжек МДП
Динамика оформления транзитных документов и книжек МДП представлена на графике
Таким образом, если в Транспортной стратегии Российской Федерации, Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах приближенных к государственной границе речь шла о развитии транзита в России, то в 2013 году сделано многое, для чтобы эти пункты нельзя было выполнить.
11. Время совершения таможенными органами операций, связанных с государственным контролем сократилось до 52 минут.
Одним из достижений таможенных органов СЗТУ в 2013 году можно считать сокращение времени проведения государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска до 52 минут за год, а в четвертом квартале 2013 до 48 минут. Конечно, ещё далеко до аналогичного зарубежного показателя, который даже в сопредельных пунктах пропуска составляет около 15 минут.
Отметим, что соответствии с Дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования» это время должно быть сокращено к январю 2018 года до 20 минут при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация (документы) и товары и транспортные средства не идентифицированы как рисковые товары и транспортные средства, требующие дополнительной проверки документов и (или) досмотра, и не подлежат ветеринарному, фитосанитарному, санитарно-карантинному контролю, в остальных случаях - до 60 минут.
12. Увеличилось число деклараций, поданных в электронной форме, и практически для 100% деклараций использовалось предварительное информирование
В 2013 году доля деклараций, поданных в электронной форме увеличилась и составила 98,65%. При этом доля документов, оформленных без представления бумажного носителя составила 93,25%. Несмотря на то, что таможенники уже который год говорят о том, что к январю объем электронного декларирования достигнет 99,99% этого пока не происходит.
13. Проведенные проверки показали, что на многих таможнях были серьезные правонарушения нарушения Таможенного законодательства
Всего в 2013 году в таможенных органах было проведено 4 целевых и 4 комплексных инспекторских проверки. Данные мероприятия показали, что в таможенных органах имеют место быть многочисленные нарушения. Так, неоднократны случаи нарушения таможенного законодательства при реализации системы управления рисками, помещении товара под какую-либо процедуру или досмотре. На Псковской и Выборгской таможнях отмечается недостаточно эффективная работа систем управления (например, недостаточно полное отражение функций и задач отдела в положениях, отсутствие системы планирования работы подразделений). Для Выборгской таможни были характерны многочисленные факты нарушений порядка и регистрации деклараций на товары, а Калининградская таможня неоднократно превышала сроки регистрации деклараций (350 деклараций).
Неоднократно нарушались и требования законодательства по вопросам подтверждения соответствия товаров и определения кодов ТНВЭД.
14. Все таможенные органы выполнили план по расходованию выделенных на них средств и даже перевыполнили
В 2013 году СЗТУ, как распорядителю средств из федерального бюджета было выделено 10098,78 млн. рублей. Бюджетные средства использованы на 99,7%, т.е. на сумму 10054,4 млн. рублей. Данные средства расходовались на начисление выплат по оплате труда, содержание имущества, коммунальные услуги, командировочные расходы и т.д.
Тем не менее в соответствии с приказом ФТС России от 21.11.2012 № 2363 «О проведении документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов , организаций, находящихся в ведении ФТС России в 2013 году» на некоторых таможнях были проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, и анализ результатов показал, что были многочисленные нарушения.
Диаграммы нарушений по каждой таможне представлены ниже.
Из графика видно, что необоснованные расходы Балтийской таможни в разы превышают расходы других таможенных органов.
Из рисунка видно, что неправомерные выплаты наиболее характерны для Балтийской и Карельской таможни, в то время как недоплачивают таможенникам на Мурманской, Кингисеппской таможнях, также этот показатель высок и на Балтийской таможне.
Также можно сделать вывод, что на Балтийской таможне есть явный дисбаланс в оплате - одним сотрудникам/государственным служащим недоплачивают, а другим переплачивают.
15. В целом таможенный контроль после выпуска товаров оказался эффективным
В 2013 году Северо-Западное таможенное управление в целом показало положительные результаты по данному направлению работы. Всего было проведено 1312 мероприятия по таможенному контролю после выпуска товаров. Всего из них было проведено 1053 таможенные проверки, из которых 62,9% выявили нарушения (при установленном значении контрольного показателя в 54%).
Количество мероприятий по таможенному контролю после выпуска товаров представлено на графике ниже.
Как видно из представленного графика число проводимых мероприятий снижается. При этом их результативность существенно не меняется - она ежегодно составляет в среднем 60-65%
СПРАВКА ПРОВЭД: В соответствии со ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
В соответствии со ст. 164 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории.
Таможенные органы зарубежных стран зачастую относят контроль после выпуска товаров к мерам (в рамках системы управления рисками), которые позволяют избежать чрезмерного контроля на границе и длительного оформления). В России же, учитывая не всегда эффективную практику применения СУР, эта идея практически не работает, и контроль после выпуска позволяет лишь иногда «вылавливать» нарушителей.
В результате в отчетном периоде было доначислено таможенных платежей на сумму 1366,277 млн. рублей, и довзыскано на сумму 877,493 млн. рублей.
Структура таможен СЗТУ по объемам доначисленных таможенных платежей представлена ниже.
В результате принятых мер возбуждено 612 дел об АП и 23 уголовных дела. Наибольшее число последних приходится на Балтийскую таможню. Такая структура объясняется прежде всего объемом грузооборота через таможни – через Балтийскую, грузооборот наиболее высок.
16. Снизилось число судебных дел не в пользу таможенных органов
Как отмечается в материалах СЗТУ, в 2013 году проводилась активная работа по правовому обеспечению деятельности таможенных органов, судебной защите, осуществлении ведомственного контроля, рассмотрения жалоб, оказания консультирования и информирования. В 2013 году с участием таможенных органов региона судебными органами было рассмотрено 3405 судебных дела. Из них не в пользу таможенных органов решения были приняты по 1237 делам (36,3% против 41,6% в 2012 году.).
1. По искам таможенных органов было рассмотрено 1427 судебных дел. По 445 заявлениям, требования таможенных органов не были удовлетворены (31,1%).
Структура рассматриваемых дел в целом:
Таким образом, показатель увеличение доли дел, рассматриваемых в пользу таможенных органов, увеличилось за счет того, что стало больше имущества признаваться бесхозяйным. Как правило, такие случаи возникают, если вещь или товар так и не были востребованы. Учитывая, что по итогам 2013 года закрылось свыше 5 млн. предпринимателей, то такой результат был вполне ожидаем. Другими словами, решиться не в пользу таможенных органов такие дела практически не могут, и это не свидетельствует о повышении эффективности деятельности таможенных органов.
Из 445 решений об отказе в удовлетворении требованиям таможенных органов 390 (87,6%) приходится на требования о взыскании таможенных платежей и пени. Наибольшее количество решений по делам данной категории принято по заявлениям Калининградской областной, Санкт-Петербургской и Балтийской таможен.
2. В 2013 году по заявлениям лиц к таможенным органам наибольшее число дел рассмотрено по заявлениям к Балтийской, Калининградской, Выборгской и Санкт-Петербургской таможням.
Сведения о количестве дел представлены на диаграмме ниже.
Также стоит отметить, что в 2013 году заявлений к таможенным органам было подано на 20% меньше чем в 2012 году. Это связано с уменьшением объемов декларирования и объемов полученных платежей.
17. Увеличение числа жалоб, поступивших в СЗТУ
Результаты деятельности таможенных органов региона по выполнению функции по рассмотрению жалоб в 2013 году свидетельствуют об увеличении количества жалоб, поданных в вышестоящие таможенные органы, по сравнению с 2012 годом. В 2013 году поступило 440 жалоб против 376 в 2012 году. Однако из них было удовлетворено 38% против 46 % в прошлом году.
В 2013 году в два раза увеличилось количество жалоб, поступивших и рассмотренных таможенными органами регионов. Поступило 349 жалоб ( в 2012 году 186), из них рассмотрено 201 жалоба (в 2012 - 111), и удовлетворено 44% (т.е. 88 жалоб), а в 2012 году было удовлетворено 36% жалоб.
Структура жалоб по таможням представлена на рисунке ниже:
Как видно из рисунка, Балтийская таможня вновь демонстрирует наивысшие результаты по данному направлению работы. Наибольшее количество жалоб было подано именно на эту таможню.
18. Велась работа по противодействию коррупции
За 2013 год таможенными органами СЗТУ было зарегистрировано 172 материала с признаками преступлений. В результате из них было возбуждено 49 уголовных дел, из которых 39 – коррупционной направленности. Из них наибольшее число (10 дел) по статье 290 УК РФ – получение взятки и 6 уголовных дел по ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями.
Если рассматривать данный показатель в динамике, то можно выявить следующее:
По сравнению с предыдущим годом снизился объем рассмотрения материалов с признаками преступлений.
Таможенные органы на официальном сайте отмечают, что «Вышеуказанное снижение в 2013 году количества проведенных заседаний и рассмотренных фактов обусловлено тем, что еще в 2012 году на заседаниях Комиссий было рассмотрено большое количество письменных заявлений государственных служащих на своих непосредственных руководителей о возможности возникновения конфликта интересов, стороной которого они являются».
В структуре коррупционных материалов по региональным таможенным управлениям также можно заметить ряд важных особенностей.
На таможнях с относительно высоким грузооборотом и высокой штатной численностью объем поданных материалов невысок, в частности на Балтийской таможне, но в то же время в таможенных органах, в которых штатная численность невелика, а также небольшой и грузооборот проверки выявили многочисленные нарушения. В частности только на Себежскую таможню приходится половина проверок и заведенных уголовных дел.
19. Уменьшилось число таможен региона и сократилась штатная численность.
В 2013 году общая штатная численность сократилась на 952 единицы и составила 11186 человек.
Штатная численность сотрудников таможенных органов сократилась на 44 человека в СЗТУ и 899 человек по таможням).
При этом произошло увеличение штатной численности произошло на следующих таможенных постах:
- Усть-Лужском
- Поста аэропорт Пулково
- Белоостровского
В ходе реорганизации Череповецкий, Вытегорский, Вологодский, Нвгородский, Боровичский, Новгородский,Чудовский, Воркутинский, Жешартский, Сыктывкарский, Усинский, Ухтинский и Эжвинский таможенные посты были переподчинены Санкт-Петербургской таможне.
Таким образом, 2013 год для Северо-Западного таможенного управления нельзя однозначно назвать успешным, поскольку по многим ключевым показателям наметился спад по сравнению с 2012 годом. Кроме того, в 2013 году стали видны противоречия между показателями Балтийской, Калининградской областной, Санкт-Петербургской таможни и остальными таможнями региона.
Среди задач, которые определило СЗТУ на следующий год стоит отметить:
- Выполнение показателя по перечислению доходов в федеральный бюджет
- Повышение эффективности взаимодействия структурных подразделений в рамках СУР
- Оптимизация структуры и штатной численности (стало известно, что в 2014 году ожидается также сокращение штатной численности)
- Осуществление взаимодействия с иными РТУ по выявлению фактов перераспределения участниками ВЭД физических объемов декларирования товаров между РТУ с нарушением требования таможенного законодательства в целях пресечения уплаты таможенных платежей не в полном объеме(именно работа в рамках данного направления в этом году велась недостаточно эффективно. Известно, что цены декларирования в центральном федеральном округе ниже цен Северо-Запада, и происходит «перетекание» товаров в этот регион. Тем не менее, трудно сказать есть ли у таможенных органов план действий, как эту ситуацию изменить.)
- Введение обязательного предварительного информирования на железнодорожном транспорте.
- Повышение эффективности борьбы с контрабандой и недостоверным декларированием
- Обеспечение законности принимаемых таможенными органами решений (Данный пункт сотрудники таможенных органов отнесли на первый план ввиду того количества жалоб, заявлений которые поступают на неправомерные действия сотрудников таможенных органов)
- Повышение уровня профессиональной компетентности должностных лиц.
Тем не менее, плана действий по реализации большинства указанных задач пока нет. Даются лишь общие рекомендации. Поэтому трудно однозначно сказать, будут ли выполнены указанные задачи.
Источник: ПРОВЭД