От правительства зависит, пойдут ли морские перевозки в России ко дну

03.09.2015
Описание

Спустя почти полтора года после утверждения правительством РФ Плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах, которому ПРОВЭД посветил один из своих прошлогодних материалов, морские агенты направили в правительство развёрнутое письмо о неисполнении плана и об истинном, неутешительном положении дел в морских портах.

Первая и основная цель, заложенная в плане мероприятий, – это внедрение механизма «единого окна» для государственных контрольных органов. По мнению морских перевозчиков, реализация утверждённых мероприятий имеет принципиальное значение для повышения конкурентоспособности российских морских портов за счёт упрощения административных формальностей. Но, несмотря на это, деятельность госорганов по улучшению транспортной ситуации в морских портах как нельзя лучше иллюстрирует известная всем басня про лебедя, рака и щуку, только героев в российской портовой реальности чуть больше, чем в басне: тут и Минтранс, и Росграница, и ФТС, и Минкомсвязи, и правительство.

В распоряжении ПРОВЭД оказалось письмо за подписью руководителей трёх ассоциаций морских агентов (Калининграда, Санкт-Петербурга и Юга России), направленное на днях в адрес правительства РФ. И не письмо даже, а крик души морских перевозчиков, для которых прямой отчет в правительство о реальном положении дел – это единственный на сегодня выход из сложившейся ситуации. К письму, направленному в правительство, прилагается протокол выездного совещания, проведённого по данному вопросу 11 августа 2015 года в Новороссийске Общественным советом при Южном территориальном управлении Росграницы, при участии руководителей территориальных подразделений государственных контрольных органов. И хотя в начале протокола проведённого совещания содержится сдержанное и короткое упоминание о некоторых улучшениях, состоявшихся-таки в данной области, вывод в целом неутешительный: «общая ситуация с оформлением прибытия (убытия) морских судов не претерпела заметных изменений, а по ряду направлений ухудшилась». Авторы письма, в противовес мнению государственных органов, убеждены, что в реальности время простоя судов не сокращается, количество экземпляров бумажных документов, представляемых в контрольные органы, за последнее время только возросло, да и время проверки таких документов сотрудниками государственных служб увеличилось, особенно при убытии судов с контейнерными грузами.

По словам руководителя Южного территориального управления Росграницы Владимира Кузнецова, выступившего на совещании, одной из основных проблем, с которой сталкиваются участники ВЭД, является многократное представление одних и тех же документов нескольким органам в морском порту. По данным экспертов, в 2011 году в российских портах максимальное количество форм бумажных документов было 44, а к 2015 году это количество возросло до 77, что превысило требования Международной конвенции об облегчении международного морского судоходства более чем в 10 раз! Не говоря о том, что, по информации бизнес-сообщества, набор необходимых для представления документов и сведений в различных морских портах отличается. Примечательно, что сами контролирующие органы без конца твердят о законности и обоснованности требования всех этих документов. Представители ФТС, например, разводят руками, ссылаясь на 159 статью Таможенного кодекса Таможенного союза, которая не позволяет им исполнять конвенцию ФАЛ. А между тем срок исполнения пункта плана под названием «гармонизация документов и унификация сведений, представляемых в «единое окно»» истёк ещё в августе 2014 года.

Летом прошлого года истёк срок исполнения и другого важного, но также не исполненного по сей день мероприятия плана, утверждённого правительством, – установление возможности получения судном разрешения начать выгрузку товаров до оформления его прибытия в морской порт. Так, по заявлению специалистов, в портах Новороссийск, Геленджик, Тамань, Темрюк, Ейск, Туапсе прибывающие суда не получают разрешений контролирующих органов на начало грузовых операций непосредственно по прибытии, а начало технологических операций задерживается до завершения пограничного контроля. «А вместе с тем, − гласит протокол совещания, − в портах-конкурентах сопредельных европейских государств прибывающие суда разгружаются незамедлительно без ожидания каких-либо разрешений и бюрократических проволочек».

Ну так то, господа, «отдельные государства», а у нас «кто виноват из них, кто прав, - судить не нам, да только воз и ныне там». Но авторы письма на этот раз решили заявить без обиняков: «из выступления представителей государственных контролирующих органов и участников совещания можно сделать вывод о том, что министерства и ведомства, ответственные за выполнение мероприятий плана, фактически вводят в заблуждение правительство, отчитываясь об успешном его исполнении, чем усугубляют и без того сложную ситуацию в морских портах».

Такое обвинение, кажется, стоит того, чтобы быть услышанным. Особенно учитывая тот факт, что морские перевозчики предлагают ряд конкретных действий по выправлению курса морских портов, с которого те давно сбились: обязать Минтранс, пограничную службу ФСБ, Минкомсвязи, ФТС России выполнить взятые на себя обязательства, в том числе обеспечить внедрение межведомственного информационного взаимодействия представителей контролирующих органов, разработать перечень документов, предъявляемых морскими перевозчиками для подтверждения страны происхождения транзитных грузов, отменить абсурдное, по мнению участников рынка, требование к экипажам прибывающих судов по заполнению миграционных карт, и многое, многое другое.

Владимир Коростелёв, руководитель рабочей группы по мониторингу морских пунктов пропуска координационного совета при комитете Госдумы по транспорту, так прокомментировал письмо морских агентов: «Они считают, что на их письмо обратят внимание и к нему прислушаются при очередном обсуждении в правительстве, которое пройдёт под председательством Акимова (первого заместителя руководителя аппарата правительства РФ Максима Акимова, - прим. ред.). Такие совещания проходят практически ежемесячно и, по убеждению морских агентов, на нём должны рассматривать не только доклады министерств, но и информацию о реальной ситуации от участников транспортного рынка».

Так что дело теперь за малым – за правительством РФ, которое либо услышит зов терпящих бедствие, либо продолжит наблюдать за тем, как морские перевозки в России идут ко дну.

Источник: ПРОВЭД.РФ