Российские машины стали дешевле китайских – мировой рынок отреагировал

05.10.2015
Описание

С самого начала 2015 года в России ухудшались экономические показатели, сокращалось производство, падали обороты внешней торговли, а цены на нефть и девальвация рубля и вовсе не оставляли сомнений :в ближайшее время лучше точно не станет. Однако совершенно неожиданные в нынешних условиях результаты показал экспорт продукции российского машиностроения, рост поставок отдельных товарных позиций превосходит прошлогодние данные в несколько раз. Отечественное машиностроение – одна из отраслей промышленности, которая до сих пор не может восстановиться уже несколько десятков лет, несмотря на целый ворох нормативных документов, принимаемых для её поддержки. Показатели отрасли демонстрируют снижение даже в последние годы (за исключением производств некоторых видов транспорта).

07.10.2015_1.png

Причин такого положения достаточно много - это трудности получения кредитов, высокие процентные ставки и рост цен на основные ресурсы отрасли, устаревшая материально-техническая база, а также неконкурентоспособность российской продукции на мировых рынках по соотношению цены и качества. Ситуацию не смогла исправить и программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», утвержденная постановлением Правительства РФ еще в 2013 году. Документ предусматривал целый блок подпрограмм развития различных отраслей отечественного машиностроения - сельскохозяйственной техники, станков, транспорта, электрической техники и т.д., которые включали различные методы поддержки на общую сумму средств - 317 млрд рублей. Однако запланированного роста производства пока не происходило, и 2015 год продолжил эту тенденцию - в январе-августе по данным Росстата производство продукции основных товарных групп, связанных с производством техники заметно сократилось. Так, производство машин и оборудования упало в среднем на 14,2%, электрооборудования на 7,7%, электронных компонентов на 8,6%, транспортных средств на 17,7%.

07.10.2015_2.png

Ряд аналитиков считает, что машиностроение сейчас находится в системном кризисе, но есть и другие причины, в первую очередь это несовершенство самой системы поддержки, из-за чего компаниям не удается реализовать возможные преимущества. Так, например, не слишком хорошо работает запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных служб. Практика показала, что органы государственной власти часто закупают иностранную технику.

Другое важное направление – возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, которое предусматривается несколькими отдельными государственными программами. Во-первых, даже с учетом субсидирования сумма выплат по кредитам велика, а во-вторых, из-за нехватки средств далеко не каждое предприятие, взявшее кредит, может попасть под программу, да и сами условия часто почти не выполнимы. В-третьих, резкий рост инфляции в 2015 году свел на нет все возможные плюсы, что, к тому же, сопровождалось увеличением цен на импортное сырье. И без того низкий внутренний спрос на продукцию многих обрабатывающих отраслей, и в том числе машиностроения, с самого начала года падал. Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло, благодаря падению рубля относительно доллара отечественную продукцию стало выгодно поставлять за рубеж, а для зарубежных покупателей некоторые товары стали стоить даже дешевле китайской техники, снижение средних экспортных цен достигло 25-30%. Стоимостные показатели экспорта из-за девальвации в целом демонстрируют отрицательную динамику, общая стоимость экспорта машин и оборудования в январе-июле 2015 года упала на 8% до 12,4 млрд долларов. При этом наибольший спад наблюдался в январе и июне, когда курс рубля был наиболее низок.

07.10.2015_3.png

Статистика показывает, что Россия нарастила поставки техники, прежде всего не в страны СНГ, куда традиционно поставляла станки, транспортные средства и различное оборудование, а в страны дальнего зарубежья, где раньше отечественная техника не пользовалась особым спросом. Так, если на долю экспорта продукции машиностроения в страны дальнего зарубежья в январе-июле прошлого года приходилось 3%, то в этом году - уже 5%, что по стоимостному объему дало прирост на 16,9%. Стоимость поставок механического оборудования выросла на 15,8%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного, на 49%.

07.10.2015_4.png

Однако самых позитивных результатов достигли производители сельскохозяйственной техники, экспорт которой вырос вдвое, обновив тем самым пятилетний максимум. Более 77% всего экспорта за полугодие помимо Казахстана (куда Россия традиционно поставляла технику), пришлось на страны Евросоюза и Канаду. По оценкам российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», в первом полугодии поставки в Германию, Францию, Болгарию, Турцию, Канаду и Азербайджан выросли в три раза, кроме того, в ряде стран наблюдалось заметное повышение спроса на российскую сельскохозяйственную технику. Как отмечают производители, положительных итогов удалось также достичь благодаря выпуску новых моделей.

Заметно возросли и поставки транспортных средств. К примеру, уже за полгода экспорт грузовых автомобилей ПАО «КАМАЗ» увеличился почти в три раза, причем рост пришелся на такие страны как Вьетнам, Перу, Эквадор, США, Зимбабве, Алжир, Кувейт, Афганистан, ОАЭ, Ливан и Саудовскую Аравию.

Стоимостные объемы поставок в страны СНГ, наоборот показали отрицательную динамику. Объем экспорта в январе-июле 2015 года упал на 32,5%. Особенно сильно спад ощутили такие виды продукции, как механическое оборудование (-27,7%), электрическое оборудование (-39,3%). Это связано с тем, что страны Содружества из-за падения курса рубля также ощутили этот негативный эффект и на себе, и с их стороны повышения спроса на российскую технику почти не наблюдалось. Кроме того, другие торговые партнеры России, которые ранее занимали лидирующее место по объемам закупок машин и оборудования в России, резко сократили объемы закупок. К таковым относятся, прежде всего, Белоруссия и Украина.

Так, поставки техники в Беларусь в январе-июле упали на 28% до 788 млн долларов. Помимо сокращения внутреннего спроса, Правительство Беларуси субсидирует приобретение техники национального производства, что напрямую влияет на спад закупок оборудования в зарубежных странах.

Экспорт машин и оборудования на Украину сократился на 49% до 589 млн рублей, что обусловлено ухудшением политических и экономических отношений между странами, низким спросом со стороны украинских компаний, а также «переездом» ряда производств, в том числе занимающихся машиностроением, на территорию России.

07.10.2015_5.png

Экспорт техники в Казахстан сократился на 33%, но он по-прежнему остается на первом месте по объемам поставок.

Наблюдая за успехами отечественного машиностроения, правительство активно заговорило о государственной поддержке экспорта в отрасли, дескать, не столько девальвация является причиной таких показателей, сколько выделяемые средства в предоставлении экспортных кредитов, и ряд других мероприятий. Отчасти с этим можно согласиться, так, например, Внешэкономбанк по итогам двух лет увеличил кредитный портфель в 30 раз до 330 млрд рублей, которые преимущественно и выделяются на энергетическое машиностроение, транспорт, авиацию и автопром. Однако систему по-прежнему считают неэффективной – условия кредитов не достаточно выгодные, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса.

Как видим, девальвация рубля оказала положительное влияние на экспорт техники, но в других странах, где происходили подобные процессы, обычно параллельно наблюдался приток инвестиций и, тем самым, стимулировалось внутреннее производство. Антироссийские санкции, в свою очередь, препятствуют поступлениям средств из-за рубежа, и в будущем это может привести к тому, что эффект от роста экспорта окажется временным, и не даст тот самый толчок для развития машиностроения, которого так ждет российская экономика.

Источник: ПРОВЭД.РФ