Трудности перевода автотранспорта на газ

09.10.2015
Описание

В нашей стране решили пересадить автомобилистов с дизеля и бензина на газ: чиновники и бизнесмены вдруг осознали, что это более экономичный вид топлива, а, значит, должен пользоваться спросом среди потребителей. В Европе газ в качестве автомобильного топлива используется уже давно, и этот рынок очень развит, в нашей стране пока все в зачаточном состоянии. Машины на газе в России есть, но пока россияне переходят на этот вид топлива «со скрипом», и одна из главных причин – отсутствие газовых заправок. Точнее, они есть, но их мало – порядка 250 заправок на всю страну, тогда как европейский рынок насчитывает тысячи таких станций. Впрочем, есть и другие проблемы.

Еле доехали

- Проблемы с заправками везде: у нас, например, в Ульяновске всего две газовые заправки. Мы столкнулись с этой проблемой, даже когда ехали сюда, на газовый форум: по пути было сложно найти метановые заправки, в чужом городе сложно ориентироваться. Выручило то, что у нас мотор может работать на дизеле: когда заканчивается метан, он переходит чисто на дизель, - рассказывает ПРОВЭДу один из участников «Петербургского газового форума», представитель компании «БАУ-РУС Мотор Корпорейшн» Павел Вишейн.

- Этот автобус произведен в Ульяновске. Разработка российская - не китайская, - подчеркивает собеседник.

Ульяновский автобус работает на двух видах топлива: 70% - дизеля и 30% - метана. Использование газа позволяет увеличить общий запас хода: на одной заправке можно проехать 850 километров. Итоговая выгода пока не очень большая: если транспорт будет использоваться на городских маршрутах, то экономия на топливе составит 3%, если на междугородних – то 5-7%. По словам Павла Вишейна, использовать больше метана пока не выгодно: соотношение 70 к 30 – на данный момент самое оптимальное по затратам. Газовое оборудование и баллоны стоят очень дорого, а потому, чем больше баллонов – тем выше конечная стоимость. Так, к примеру, ульяновский автобус на дизеле стоит 2055000 рублей, а на метане и дизеле – 2370000 рублей: разница почти в 300 тысяч рублей.

По словам производителей, газовые баллоны на транспорте безопасны: их конcтруируют таким образом, что при деформации или давлении, автоматически открываются специальные клапаны, после чего весь газ быстро выходит.

Помимо производства автобусов компания еще собирает грузовики – дизельные и на пропане. Традиционный вид топлива пока пользуется большим спросом.

- Мы сейчас развиваем газомоторную технику, нам интересное данное направление, но объемы значительно снизились ввиду отсутствия спроса. Перевозчикам из-за кризиса пока невыгодно обновлять автопарк: они ремонтируют старые машины до тех пор, пока они не рассыпятся. В целом перевозчики – и грузовые, и автобусные – пока очень скептически относятся к метану. Здесь три основные проблемы: первые две я уже озвучил – это отсутствие заправок и увеличение стоимости автомобиля из-за этого переоборудования, а третья проблема – это недостаточная грузоподъемность. Если весь автомобиль увешан баллонами, а каждый баллон весит по 250-260 килограммов, то грузоподъемность становится меньше: грузовик, который должен возить три тонны, будет возить 2 или 1,5 тонны. Здесь нужно новые технологии осваивать, новые разработки внедрять, чтобы был интерес, - объясняет представитель компании.

Впрочем, Павел Вишейн уверен, что после газового форума ситуация может измениться. Есть надежда на какие-то правительственные программы поддержки. Что касается спроса, то он рано или поздно появится.

- Экономическая ситуация в стране влияет на спрос: сейчас потребители стали считать деньги, и этот вариант подходит для тех, кто хочет начать экономить, - резюмирует он.

Газомоторные планы

Как часто бывает в нашей стране, на рынке уже вырисовывается монополист. Несколько лет назад «Газпром» создал компанию «Газпром газомоторное топливо», именно она провозглашена единым оператором развития данного рынка в России.

В этом году в рамках газового форума в Санкт-Петербурге представители газового концерна рассказали о планах строительства заправочных станций в России: к 2020 году в нашей стране построят около двух тысяч газовых автозаправок, и при этом львиная доля объектов придется на «Газпром». Проявили интерес к газу также крупные автопроизводители: в частности, компания АВТОВАЗ заявила о выпуске одной из своих моделей на газе («газовая» машина будет на 80 тысяч рублей дороже), в перспективе – и другие модели.

Все, что звучало с трибун в течение нескольких октябрьских дней, было восторженным и оптимистичным – в отличие от бесед в кулуарах.

На газе работает в том числе и техника: этот трактор из Беларуси, но баллоны и оборудование приделывали в России. Теперь работает и на дизеле, и на газе: 70% к 30%. Экономия на топливе почти в два раза. Цена по сравнению с обычным трактором на 300 тысяч рублей выше, но окупается очень быстро.

Заправиться негде

Как отмечают эксперты, автопроизводителям выгодно создавать автомобили, работающие на газе, однако сейчас их сдерживает отсутствие инфраструктуры: владельцы таких авто не только не смогут нормально заправиться, но и не будут иметь доступа к сервисному обслуживанию. К примеру, каждые три года газовые баллоны необходимо переосвидетельствовать, а таких станций в России очень мало.

Также автовладельцы сталкиваются с отсутствием запчастей. По словам представителя правительства Воронежской области Анатолия Денисенко, из-за нехватки автозапчастей автобусы на метане в Воронеже простаивали две недели. Представитель компании «Газпром газомоторное топливо» назвал воронежский случай «частным», но чиновник из Воронежа с этим не согласился: газовый автопарк насчитывает уже 100 машин, так весь город в один прекрасный день «встать» может.

Еще одна проблема – это оформление перевода автомобилей с одного топлива на другое. Как отметил в комментарии ПРОВЭДу коммерческий директор «Газойл Метан» Алексей Заздравных, в последние годы Госавтоинспекция стала очень требовательной в этом плане. –

Раньше все было проще, сейчас процесс прохождения сертификации стал более затратным по времени и по деньгам. Иногда доходит до смешного: для того, чтобы пройти техосмотр, люди приезжают к нам, мы снимаем газовый бак и прочее оборудование, они уезжают, проходят осмотр, возвращаются к нам обратно, и мы снова все ставим. Это выходит дешевле, понятнее и быстрее, чем оформлять документы, - сказал предприниматель.

Впрочем, несмотря на все эти проблемы, предложения перевести автомобили с бензина и дизеля на метан и пропан сейчас на рынке есть. Но все оборудование – за исключением баллонов (их у нас производят) – закупается за границей, а потому это удовольствие, как уже отмечалось выше, недешевое. По словам Павла Прохорова, директора по маркетингу Ital Gas, «перевод» легковой машины в среднем обходится в 50 тысяч рублей, а грузовой – в зависимости от мощностей: от 150 тысяч рублей до полутора миллионов рублей.

На газовом форуме были представлены баллоны из Германии. По словам экспертов, иностранная продукция более качественная, а потому пользуется большим спросом в России, несмотря на то, что есть и отечественные аналоги.

Изобретем велосипед

Омрачали всеобщий «газомоторный» восторг на форуме также выступления иностранных спикеров: все с грустью сразу понимали, что все, о чем здесь говорится, там уже создано давным-давно.

Так, к примеру, на форуме выступил коммерческий директор итальянской компании Landi Renzo S.P.A. Йори Анжело. Это одна из крупнейших мировых компаний, производящих двигатели на СПГ и ОПГ, автозапчасти и оборудование для автозаправочных станций. Landi Renzo S.P.A. экспортирует свою продукцию в 60 стран, имеет 17 дочерних компаний в 13 государствах.

- Наша компания самая долгоживущая в этом сегменте, мы уже работаем свыше 60 лет. Компания была основана сразу после Второй мировой войны, потому что тогда в то время бензина не хватало, - отметил Йори Анжело.

По словам бизнесмена, в Италии автомобили на газе пользуются большим спросом, потому что альтернативный вид топлива на 60% дешевле, чем традиционный. Так, литр бензина стоит 1,4 евро, литр дизеля – 1,25 евро, 1 кубический метр метана – 0,65 евро, 1 кубический метр пропана – 0,56 евро.

Российские участники тут же поинтересовались, планирует ли Landi Renzo S.P.A. локализовать свое производство в России. Йори Анжело тактично намекнул на то, что российский рынок к такой локализации пока не готов. Есть смысл приходить на этот рынок, когда появится хоть какая-то инфраструктура.

По словам представителя другой итальянской компании, директора по маркетингу и продажам BRC Марко Сейманди, потенциал российского рынка очень велик. Согласно данным Минэнерго, в России около 86 тысяч автомобилей работает на ОПГ, при этом всего зарегистрировано 5,5 миллиона автомобилей. Таким образом, процентная доля автомобилей на природном газе не очень велика – всего 0,17%. Эти 86 тысяч автомобилей заправляются примерно на 182 газозаправочных станциях: всего в России 252 газозаправочные станции, но некоторым из них уже по 30-40 лет, и они уже фактически не работают. Как сообщил Марко Сейманди, Россия сейчас занимает 20-е место по количеству газокомпрессорных заправочных станций.

- В России есть довольно крепкая база, на которой в дальнейшем можно развивать эти сети. По нашим прогнозам, к концу следующего десятилетия в России может функционировать около 3500 газокомпрессорных станций: это очень оптимистичный прогноз, но я не думаю, что он далек от реальности, - в прогнозах «Газпрома» говорится о двух тысячах новых автозаправок. Если соединить наши прогнозы, то можно с уверенностью сказать, что в следующие десять лет в России откроется несколько тысяч новых станций, что, конечно, будет способствовать дальнейшему развитию газомоторного транспорта, - резюмировал представитель итальянской компании, добавив, что компания BRC готова поделиться с Россией своими готовыми решениями, в частности, мобильными газозаправочными станциями.

Источник: ПРОВЭД.РФ