Из-за коллапса с Польшей пострадают россияне

05.02.2016
Описание

Переговоры между Россией и Польшей о выдаче разрешений на грузоперевозки через российско-польскую границу по-прежнему не дали результатов. Транспортные компании вынуждены искать альтернативные пути, что приводит к удорожанию их услуг. Более того, образовавшуюся польско-российскую нишу активно занимают компании других государств, которых потом будет трудно вытеснить. О том, к чему все это может привести, рассказывают эксперты.

За все заплатят потребители

На рынке грузоперевозок в направлении Россия-ЕС польские перевозчики уже давно имеют существенный перевес. По оценке экспертов, доля польских компаний составляет около 70%, что связано с выгодным географическим положением. Сейчас ситуация будет меняться – на рынок могут прийти новые игроки из других стран, которых не коснулся российско-польских запрет.

Стоит отметить, пару лет назад похожий коллапс с Польшей уже был, но тогда оставалась Украина, через которую можно было везти грузы. Теперь список возможных обходных путей сужен, что еще больше осложняет ситуацию. И пострадают от этого не столько российские перевозчики, сколько российские потребители, потому что все издержки, которые понесут наши транспортники, в конечном счете будут включены в стоимость товаров и продуктов, которые они перевозят и которые мы покупаем.

- Подобные ситуации по разным направлениям перевозок периодически возникают. Поэтому бизнес, в том числе и логистический, должен иметь альтернативные маршруты перевозок. Если изначально альтернативные маршруты не были выстроены, то перестройка займет время и приведет к финансовым потерям. В свете сложившейся ситуации грузы пойдут через страны Прибалтики, Скандинавии или морем при мультимодальных схемах. В целом все это приведет к росту стоимости перевозок, а значит и к росту цен на конечную продукцию, - объясняет заместитель генерального директора Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР) Анна Кириллова.

- При отсутствии прямых договорённостей между Польшей и Россией в цепочку поставок будут включены логистические операторы из сопредельных государств, то есть появится дополнительное плечо, которое неизбежно приведёт к усложнению процесса поставок и повышению затрат на логистику. Так что, в первую очередь, пострадают не транспортные компании, а владельцы грузов и конечные покупатели, - говорит заместитель генерального директора компании РусХОЛТС Андрей Метсавас.

На коротком старте

По мнению Андрея Метсаваса, прежде всего, образовавшуюся нишу попытаются занять белорусские компании.

- В первую очередь, в цепочку поставок будут вовлечены логистические компании из Республики Беларусь. Именно логистические компании, способные предложить широкий комплекс услуг, а не только транспорт, так как может потребоваться смена владельца груза и отправка в РФ от имени белорусской компании, - делится он своим прогнозом.

По словам Анны Кирилловой, этой ситуацией также воспользуются литовские компании. Впрочем, они уже активно это делают. При этом эксперт отмечает, что многие иностранные компании не просто занимают образовавшуюся нишу, а уже диктуют свои правила, умело воспользовавшись российско-польским коллапсом.

- Сейчас в работу активно включается белорусский и литовский бизнес. Российским компаниям-производителям приходится начинать работать с белорусскими или литовскими компаниями, которые знают о сложившейся ситуации и уже начали поднимать тарифы на перевозку, стремясь тем самым заработать дополнительную прибыль, - говорит замдиректора ИТКОР.

Уступаем по качеству

Российские перевозчики, как правило, доставляют грузы до перевалочных пунктов на границе, далее их принимают европейские (чаще всего польские) перевозчики и везут уже по ЕС. Казалось бы, рубль обесценился – иностранным заказчикам теперь должно быть выгоднее нанимать российских перевозчиков для транспортировки грузов по территории ЕС, ведь российские услуги стали дешевле. К сожалению, не выгоднее. Мы сильно уступаем в другом - в качестве услуг.

- Когда идет перевозка по маршруту Россия-ЕС, то польские перевозчики достаточно выгодны и конкурентоспособны по соотношению цена-качество. Что же касается российских компаний, то есть небольшое число сильных перевозчиков, которые стремятся работать по высоким стандартам. И очень много мелких перевозчиков (чаще всего «серых»), у которых маленький автопарк, нет надлежащего качества перевозки. Поэтому когда мы говорим о том, кого выгоднее нанимать, то следует отталкиваться не от тарифа на перевозку, а от оптимального соотношения цена-качество. С этим у российских перевозчиков есть проблемы. Особенно в кризис, когда части игроков уходит с рынка по различным причинам. Поэтому по цене мы можем быть привлекательными, а вот по качеству лидерство еще у европейских компаний, - объясняет Анна Кириллова.

- Несомненно, польские компании более конкурентоспособные: автопарк у польских компаний более новый (а, следовательно, меньше расходов на эксплуатацию) и «аппетиты» скромнее. У нас же – старый автопарк, неподъёмные кредиты и отчётность, отчётность, отчётность. Как можно «победить» западных перевозчиков, если ставки по лизингу грузового автотранспорта в ЕС стремятся к нулю, и страховка там в разы дешевле, - добавляет Андрей Метсавас.

Удалили из друзей

Тем не менее, некоторые российские перевозчики не теряют надежду.

- Поляков «удалили из друзей»! - радуются на интернет-форумах российские транспортники, увидевшие в этом запрете шанс потеснить своих главных конкурентов на международном направлении.

Один из альтернативных вариантов, которые на подобных форумах предлагают перевозчики взамен транзита через Польшу, - это транспортировка груза на пароме из Финляндии в Германию или из Литвы в Германию.

Правда, тут же другие перевозчики, более сознательные, напоминают о том, что новые маршруты требуют дополнительных затрат, а платить больше заказчики не станут, учитывая, что под боком - транспортники из Литвы, которые сумеют предложить нужную сумму в нужный момент.

- Попробуйте объявить клиенту о повышении фрахта хотя бы на 100 евро! Никто ничего не поднимет, и на паром не добавят, пока прибалты едут, - отмечают они.

К тому же надо учитывать временные потери: из-за очередей на границе и на пароме, по словам перевозчиков, можно потерять 3-4 дня.

- Мне нравится, как многие пальцы крутят: «Поляков из друзей исключили». Вы в курсе, что мест на паромы из Литвы на Германию нет до 08.02.2016. А, может, кто через Украину сходить на Европу желает? Скоро все машины под забор поставите! Радуются они: «Поляков опустили, денег заработают», - возмущается один из перевозчиков.

Между тем, литовцы не дремлют. Где-то они могут вовремя подзадрать цены, а где-то, наоборот, снизить.

- Перевозки сборных грузов Европа - Россия 1еп от 250е до свх Питер, Москва, - пишет один из форумчанинов, ниже написано «Вильнюс».

- Кто Вам за такие копейки возить будет? - спрашивает другой, из России.

- Вы не так поняли. Это мы предлагаем отвезти грузы, - отвечает первый.

Калининградские маршруты

Стоит отметить, калининградские перевозчики, не дождавшись решения по перевозкам в Польше в первые дни февраля, уже начали искать альтернативные маршруты. В частности, стали предлагать грузовладельцам доставку грузов паромом через Клайпеду или через склады в Литве, об этом ранее сообщил представитель калининградской Торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк.

По его словам, работа калининградцев на альтернативных маршрутах приведет к росту стоимости грузоперевозок на 50% и более. Безусловно, все эти затраты также будут перенесены на конечного потребителя.

Напомним, 1 февраля истек срок действия разрешений на грузоперевозки между Россией и Польшей. Сторонам не удалось прийти к соглашению по новым разрешениям, поэтому водители грузовиков обеих стран с начала месяца не могут пересекать границу.

Следующий раунд переговоров пройдет в России, по версии Минтранса - в ближайшее время, по данным Министерство инфраструктуры и строительства Польши - время не определено.

Источник: ПРОВЭД.РФ